Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Региональное отделение Санкт-Петербурга

Координатор по Северо-Западному федеральному округу

(812) 710-6849
Санкт-Петербургское отделение ЦЭПиК
191002, г.Санкт-Петербург, ул.Ломоносова, д.11
spb@ecologyandculture.ru, ecology215@mail.ru
 
14.05.2009
12.05.2009
15.12.2008
30.01.2009
30.01.2009
30.01.2009

Направления работы

    В разных регионах России  накоплен интересный практический опыт эффективного развития системы экологического образования и просвещения населения.
    Для Северо-Запада можно выделить следующие ключевые приоритеты  развития  экологического образования и просвещения:
  • Реализация модулей  экологической направленности в образовательных учреждениях разных  типов и видов (дошкольные, общеобразовательные школы, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное образование, послевузовское и постдипломное образование). Проводится в той или иной степени практически во всех образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Модуль может состоять из комплекса бесед, уроков, лекций, семинаров, практикумов, полевых и лабораторных экспериментов, экскурсий, дискуссий, дидактических игр, творческих  учебных заданий, наблюдений,  конференций и т.п.
  • Координация деятельности в области экологического образования и просвещения  общественными организациями   экологического направления всероссийского и регионального уровня. Например, такую деятельность в Северо-Западе проводят Всероссийские общественные организации «Зеленый крест», «Зеленая планета» и др., в Санкт-Петербурге – Федерация экологического образования (ФЭО), Организация содействия экологическому образованию (ОСЭКО), молодежная организация «Экощит» и др.
  • Координация деятельности в области экологического образования и просвещения через специально организованные центры  или центры на базе высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования. Например, подобного рода деятельность активно проводят Городской и районные Дворцы и Дома творчества юных, Центры повышения квалификации работников высшего профессионального образования и др.
  • Организация экологического образования на базе особо охраняемых природных территорий – ООПТ (заповедников, заказников, национальных парков и др.). Материальной базой эколого-просветительской работы с населением являются музеи природы и визит-центры. Визит-центры предоставляют посетителям первоначальную информацию об ООПТ, служат местом распространения рекламно-информационной продукции, проведения лекций и организации экскурсионной и туристической работы. Следует отметить их широкую просветительскую деятельность как непосредственно в природной среде, так  и  издание печатных и электронных пособий по ООПТ.
  • Распространение различных форм внеаудиторного экологического образования (на базе музеев, библиотек, промышленных предприятий, ботанических садов, зоопарков и др.). Экологическое просвещение всегда рассматривалось как важнейшая функция ботанических садов и зоопарков. Среди промышленных предприятий, пропагандирующих экологические знания, можно назвать, «Водоканал», «Ленэнерго» (Санкт-Петербург), «АЭС им. В.И. Ленина – Сосновый Бор» (Ленинградская область) и др.
  • Распространение экологических знаний через средства массовой информации. Пропагандистами экологических знаний среди педагогов являются известные федеральные методические журналы «Биология в школе», «География в школе», «Химия в школе», «Экологическое образование», региональные журналы «Экология и образование» (Санкт-Петербург), журнал «Экохроника», газета «Открытый город», экологические рубрики в городских газетах, радиопрограмма «Чистый город», телепрограмма «Зеленый телефон» на  канале СТО (Санкт-Петербург), 5 канале (по Ленинградской области)  и др.
  • Использование информационных электронных  ресурсов для экологического просвещения населения. В настоящее время, наряду с традиционными носителями информации (печатными, аудиоматериалами, видеоматериалами и др.), особое внимание  уделяется внимание компьютерной продукции (дискеты, компакт-диски, электронные издания, мультимедийные курсы) и ресурсам интермедийной среды (информационно-справочные системы и интерактивные каталоги, ведомственные и отраслевые информационные порталы, тематические web–сайты и телеконференции, базы дистанционного обучения).
  • Развитие  общественного экологического движения. В России вопросами экологического просвещения и образования занимаются свыше 2 тыс. общественных организаций, из них 12 - на общероссийском уровне (Всероссийское общество охраны природы, Экологический фонд им. В.И.Вернадского, Российский Зеленый Крест, Союз охраны птиц России, Русское географическое общество и др.), около 320 – на региональном уровне. В Санкт-Петербурге активно функционируют Федерация экологического образования, Общество естествоиспытателей, Общественная организация содействия экологическому образованию (ОСЭКО), «Экощит», «Дети Балтики», «Прозрачные воды Невы» и др. общественные организации.
  • Повышается  эффективность сотрудничества с международными организациями. За последние годы увеличилось количество международных программ и проектов, реализуемых образовательными учреждениями при поддержке международных фондов. Высок уровень эффективности международных проектов  экологических сообществ  с педагогами  США, Великобритании, Германии, Финляндии,  Швеции и др. Например, российско-британский проект «Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге», российско-американский проект «ГЛОУБ», российско-европейский проект «ШПИРЭ», российско-шведские проекты «На природу в любую погоду», «Семена дружбы», международный проект «ЭКО/школы – «Зеленый флаг»; Ассоциация международных школ ЮНЕСКО также активно работает в сфере экологического образования.
  • Проведение мониторинга различных уровней экологического образования. Сотрудниками кафедры экологического образования (ныне - педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека; зав. кафедрой - Алексеев С.В.)  в течение ряда лет проводится исследование  различных уровней экологической культуры (компетентности, образованности, грамотности) разных категорий обучающихся (дошкольников, учащихся, педагогов).
  • Разрабатываются учебно-методические материалы по внедрению инновационных технологий экологического образования.
  • Разрабатываются  программы и проводятся курсы повышения квалификации педагогов в области экологического образования, образования для устойчивого развития, педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека.

Подробнее обо всех направлениях работы (документ word)



Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России